Российский игровой рынок в 2012 и 2013 годах

Читать дальше
Российский игровой рынок в 2012 и 2013 годах
ВКонтакте
Facebook
Одноклассники
Twitter
Объем российского рынка онлайн-игр составил около 0,9 млрд долл. США в 2012 г., что приблизительно сопоставимо с совокупным объемом игрового рынка, включающего как онлайн-, так и оффлайн-сегмент, в 2010 году.

Интересно, что структура онлайн-сегмента сильно изменилась. Если в 2010 г. основная доля приходилась на ММО игры (64%), то в 2012 г. доля рынка социальных игр практически сравнялась с долей, приходящейся на ММО.

2011 год был отмечен значительным ростом рынка социальных игр: он увеличился практически в 3 раза. Как и предполагали эксперты, в 2012 г. темп замедлился, однако прирост все равно оказался значительным: рынок социальных игр вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом и в результате составил 353 млн долл. США.

Социальные игры по-прежнему имеют хорошие перспективы роста. Во-первых, за счет роста числа пользователей интернета и социальных сетей — по данным «Фонда Общественного Мнения», российская интернет-аудитория продолжает расти. Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз в месяц, составил 12%, а для суточной аудитории данный показатель равен 15%. Что касается социальных сетей, то, по данным comScore, в декабре 2012 г. их месячная аудитория в России составила 52,6 млн человек; это примерно на 12% больше по сравнению с декабрем 2011 года.

Еще одним драйвером роста рынка социальных игр является повышение вовлеченности существующих пользователей в игровые активности, а также рост готовности платить за покупку игр или внутриигровой контент. Так, по внутренним данным социальной сети Мой Мир, около трети ее ежедневной аудитории, которая составляет порядка 9 млн, играют в игры, при этом около 40% платящих пользователей посещают игровые приложения каждый день в течение месяца. Около 17% платящих пользователей платят более 10 раз в месяц.

Если говорить обо всех социальных сетях в целом, то в среднем играющие пользователи готовы тратить около 464 руб. в месяц. Однако есть и те, кто особо увлечен игровым процессом и готов платить более 3 тыс. руб. в месяц (таких пользователей около 5%).

Несмотря на то, что рынок социальных игр стремительно догоняет по объему рынок ММО-игр, в 2012 г. ММО-сегмент по-прежнему остается самым большим: он составляет 402 млн долл. США. Стабильному росту рынка ММО-игр в России способствует лояльность аудитории и популярность модели free-to-play (напомним, эта модель не предполагает обязательных платежей в играх; по желанию игроки могут приобретать дополнительные возможности, например, игровые артефакты).

Рынок мобильных игр продолжил активно расти и составил 99 млн долл. США в 2012 г. Развитию способствовал рост доли рынка смартфонов и их уровня проникновения. Например, по данным Nielsen, 37% людей пользуются смартфонами в России. По данным розничной сети МТС, в третьем квартале 2012 г. смартфоны составляли 66% от рынка мобильных телефонов, если измерять в количестве проданных штук. Для сравнения, аналогичный показатель для третьего квартала 2011 г. составил 48%. По данным компании «Евросеть», в 2012 г. было реализовано 12,8 млн смартфонов, что на 69% выше уровня 2011 г.

Если говорить о самых популярных платформах для мобильных игр, то, по данным выборочного исследования Mail.Ru Group, в 2012 г. лидерство принадлежит Android, причем как на смартфонах, так и на планшетах (67% и 56% игроков соответственно). Вторая по популярности платформа — iOS: ей отдают предпочтение 23% игроков на смартфонах и 36% игроков на планшетах. Эти выводы распространяются не только на мобильные игры Mail.Ru Group, но и на мобильные игры в России в целом.

Среди платежных систем в играх терминалы сохраняют лидерство: в январе 2013 г. на их долю приходится около 42%, при этом доля канала практически не менялась на протяжении 2012 года. Среди основных тенденций стоит отметить увеличение доли банковских карт (с 9 до 20% за 2012 г.), которое происходит за счет снижения доли электронных денег (с 32 до 24% за 2012 г.). Доля, приходящаяся на мобильные платежи, стабильна и остается на уровне 8–9%.

Российская игровая индустрия активно развивается и все больше напоминает крупнейшие, давно сложившиеся западные рынки. Игроки в нашей стране активно интересуются консольными продуктами, которые еще несколько лет назад занимали незначительную долю рынка, набирает обороты мобильное направление. Без русского языка не обходится ни один современный блокбастер; более того — их мировые премьеры проходят в России. Феноменальный рост демонстрируют российские версии магазинов приложений AppStore и Google Play. При этом потенциал российского рынка игр далеко не исчерпан.
Локомотивом дальнейшего роста станут игры для мобильных платформ, которые выходят на совершенно новый уровень качества — и по механикам, и по технологиям. Среди ключевых тенденций стоит выделить тотальный переход на цифровую дистрибуцию игр и растущую популярность кроссплатформенных проектов: пользователь, загрузив из интернета игру для смартфона, компьютера или консоли, сможет играть с любого устройства и в любом месте.
Будущее массовых многопользовательских онлайн-игр, которым принадлежит самая большая доля в объеме российского игрового рынка, можно смело назвать эрой блокбастеров. Развитие сегмента MMO будут определять высококачественные проекты AAA-класса.
Владимир Никольскийоперационный директор Mail.Ru Group

 

Российский игровой рынок в 2013 году

2013 год для российской игровой индустрии прошел под флагом MMO: сегмент вырос на 80% и уверенно занял долю 55% в структуре рынка. Несмотря на высокие темпы роста — 72% — мобильные игры пока составляют всего 12% сегмента при объеме 5,3 млрд руб. 

Темпы роста рынка социальных игр существенно замедлились (16% к 2012 году) и потеряли в структуре 9%, заняв долю 33%. 

Доля платежей банковскими картами в онлайн-играх выросла в три раза по сравнению с 2012 годом. На первом месте среди каналов платежей в онлайн-играх в России в 2013 г. по-прежнему находятся платежные терминалы. По данным за май 2014 г., 37% платежей в онлайн-играх приходятся на терминалы, 33% — на банковские карты. Меньшую долю составляют электронные деньги — около 20%. Мобильные платежи, невзирая на неуклонный качественный и количественный рост уровня «мобилизации», остаются на позициях двухгодичной давности.

В целом же за два года среди каналов платежей произошло существенное перераспределение: в январе 2012 года доля платежных терминалов составляла 48%, на втором месте среди каналов были электронные деньги — 32%, банковские карты занимали долю 9%.

Развитию рынка мобильных игр в 2013 году cпособствовало, прежде всего, увеличение числа смартфонов и планшетов. Но необходимо учитывать и интерес самих платформ к росту числа игр: появились новые API, возможности усовершенствования технологий и многое другое.
Василий Магурянруководитель студии IT-Territory, Mail.Ru Group
Замедление темпов роста сегмента социальных игр было связано прежде всего с ростом мобильных игр, куда постепенно перетекает аудитория. Однако это не означает, что социальные игры стагнируют. Сегмент остается стабильным и прибыльным благодаря инициативности платформ (социальные сети активно поддерживают разработчиков игр) и развитию кроссплатформенности (игроки продолжают играть в любимую мобильную игру в социальной сети).
Олег Шпильчевскийруководитель игрового направления Mail.Ru Group